АКПП вариаторного типа. Особенности конструкции, обслуживания и ремонта.

Для начала давайте вспомним, что же из себя, собственно, представляет вариаторная АКПП. В самом общем виде можно сказать, что это коробка переключения передач, передаточное число в которой меняется бесступенчато, при помощи так называемого вариатора. Интересно, что система эта была придумана отнюдь не вчера, а еще в далеком 1490 году широко известным изобретателем по имени Леонардо да Винчи. В автомобилях она стала применяться несколько позже – приблизительно через 500 лет. Первое появление вариатора в серийных машинах датировано пятидесятыми годами двадцатого века, а пионером тут стала компания DAF.

В наше время наиболее распространенными системами такого типа являются «клиноременные». Если не лезть глубоко в технические детали, их можно описать так: это два шкива (один ведущий, соединенный с двигателем, второй – ведомый, идущий к колесам), каждый из которых состоит из двух конусов, расположенных острыми концами друг к другу. Между шкивами натянут специальный ремень. Движение конусов в сторону сближения выталкивает ремень, заставляя его ходить по большему радиусу, и наоборот. Плавная смена радиусов шкивов и позволяет менять передаточное число без ступеней, присущих гидротрансформаторным коробкам.

Главными преимуществами вариатора, в сравнении с классическими АКПП, являются:

  • плавность разгона автомобиля, отсутствие толчков, характерных для большинства «автоматов», а также более стремительный, по сравнению с ними, набор скорости;
  • меньший шум от двигателя;
  • экономия топлива (тут, однако, не все так однозначно – некоторые автомобили с подобной КПП потребляют топлива отнюдь не меньше, чем оснащенные обычной автоматической коробкой);
  • работа двигателя в более «щадящем» режиме. Так как электроника, управляющая вариатором, выбирает оптимальное на данный момент передаточное число, мотор работает именно на тех оборотах, которые необходимы в данных момент. Это также снижает уровень выброса вредных веществ в атмосферу.

Кроме преимуществ, обусловленных спецификой конструкции коробки вариаторного типа, у нее есть и ряд особенностей, некоторые из которых можно назвать недостатками.

Ремни, применяемые в подобных системах, имеют достаточно сложную конструкцию. Например, это может быть стальная лента (либо набор стальных лент), имеющая огромное количество поперечных пластинок трапециевидного сечения, соприкасающихся с поверхностью шкивов. Audi же использует широкие цепи из стальных пластин (к слову, такая система называется «клиноцепной»). Высокая цена на ремни обуславливает высокую стоимость их ремонта (либо замены). Также, зависимость работы вариатора от многих датчиков, большое количество электроники и общая сложность системы делает возможным ремонт АКПП такого типа только профессионалами, обученными специальным образом.

Чтобы избежать проблем при эксплуатации коробки переключения передач вариаторного типа, проводите ее обслуживание строго в соответствии с регламентом, и тогда ваш автомобиль никогда вас не подведет!