Система тормозной ленты и фрикционов в АКПП

Как известно, переключение передач в автоматической трансмиссии осуществляется посредством блокировки элементов планетарного ряда, осуществляемой в определенной последовательности. Давайте рассмотрим механизм, с помощью которого эта блокировка происходит. Состоит он из двух частей:

  • тормоза, который непосредственно связывает (блокирует) элементы планетарного редуктора с корпусом автоматической коробки, всегда остающейся неподвижной;
  • фрикциона, блокирующего элементы планетарного ряда между собой.

Для начала, поговорим про тормоз, иначе называемый тормозной лентой. Это механизм довольно скромных размеров, имеющий, при этом, достаточно высокую удерживающую способность. Непосредственно для осуществления блокировки, применяется эффект самозажатия, сходный с механизмом работы тормозных башмаков. В то время, когда лента освобождает элемент планетарного ряда, шестерня начинает вращаться в противоположную, от действия силы торможения, сторону. Это приводит к смягчению толчка, возникающего при переключении передачи. Можно сказать, что тормозная лента пытается высвободиться как можно быстрее. Один из ее концов неподвижно прикреплен к корпусу коробки передач, другой же – к поршню сервопривода, приводимого в движение силой давления масла. Во время своего смещения, поршень способен зажать ленту, тем самым осуществив блокировку элемента планетарного редуктора, или же, двигаясь в противоположном направлении, освободить ее.

Система фрикционов блокирует шестерни непосредственно между собой, тем самым меняя передаточное число автоматической коробки передач. Это устройство состоит из пяти частей:

  • барабана (англ. – drum);
  • втулки (hub);
  • поршня (piston);
  • конического диска (dished plate);
  • возвратной пружины (return spring).

Общий принцип работы фрикционов.

Принцип действия этой системы не совсем прост, однако, постараемся в нем разобраться. Итак, на барабане имеется входной крутящий момент, который он передает далее, на ведущие диски. С помощью масляного поршня, ведомые диски прижимаются к ведущим и передают момент на втулку (к которой, собственно, ведомые диски прикреплены). Естественно, при ходе поршня в противоположном направлении, сцепление дисков пропадает, и передача момента не происходит.

Обе системы (тормоза и фрикционов) достаточно надежны, потому вряд ли вы когда-нибудь столкнетесь с необходимостью их замены. Но, в любом случае, ремонт АКПП классического типа, в случае их поломки, не будет стоить очень дорого, ввиду относительной простоты конструкции этих механизмов.