Трансмиссионное масло в АКПП — зачем оно нужно?

Не секрет, что масло в автоматической трансмиссии (в отличие от механической) требует периодической замены. Но не все знают, какую роль выполняет эта жидкость внутри коробки переключения передач. Если говорить обобщенно, то основное ее назначение будет следующим:

1) передача момента в гидротрансформаторе от силового агрегата к КПП;
2) обеспечение работы механизма управления и фрикционных дисков;
3) смазка деталей, а также отвод тепла от трущихся поверхностей.

Период, через который трансмиссионное масло требует замены, определяется, прежде всего, типом трансмиссии, условиями ее эксплуатации, а также возрастом и пробегом автомобиля. Как правило, в странах СНГ, его рекомендуется менять через каждые 20-30 тысяч километров (в любом случае, период замены должен быть указан в карте ТО вашего авто).

Нужно учитывать, что, при сливе отработанного масла в ручном режиме, часть его остается в гидротрансформаторе и других полостях системы переключения передач. Соответственно, жидкость обновляется лишь наполовину. Чтобы избавиться от такого рода проблемы, замену стоит проводить на специализированных СТО, имеющих специальное оборудование по стопроцентной смене трансмиссионной жидкости. При помощи специальной аппаратуры, старое масло выкачивается в полном объеме, тем самым освобождая место для нового. Во время этой процедуры можно оценить состояние коробки передач – если цвет сливаемого масла имеет красноватый или оранжево-красноватый оттенок, с агрегатом все в порядке, если же вы увидите темно-коричневую или черную жидкость – это явный сигнал о том, что приближается ремонт АКПП. Кроме непосредственно трансмиссионного масла, в механизме КПП есть еще один элемент, требующий периодической замены – масляный фильтр. Его конструкция несколько отличается от фильтра для моторного масла, цена в несколько раз выше, но и менять эту деталь требуется реже.

Проверка уровня трансмиссионного масла.

В отличие от моторного, уровень масла в коробке проверяется при работающем двигателе. Чтобы прогреть КПП до уровня, при котором можно выполнять проверку, необходимо проехать километров двадцать, затем припарковать автомобиль на ровном участке дороги и поставить рычаг смены режимов в положение “P”. Как правило, щуп проверки уровня имеет несколько засечек – две верхние (часто обозначаются «Нот») соответствуют нормальному уровню. Щуп необходимо достать, досуха вытереть тряпкой, вставить до упора и снова вытащить – часть, покрытая маслом, покажет текущий уровень жидкости в трансмиссии. Иногда производители добавляют еще одну, нижнюю, отметку. Служит она для того, чтобы узнать, есть ли вообще масло в коробке, а выполнить ее можно даже при холодном двигателе. В зависимости от модели, алгоритм проверки может незначительно отличаться.

Своевременная замена трансмиссионного масла так же важна, как и моторного. При халатном отношении к этой процедуре, вы рискуете получить серьезные проблемы с одним из важнейших агрегатов транспортного средства – коробкой переключения передач.