Внутреннее устройство АКПП. Механизм работы гидротрансформатора.

Эта статья посвящена одному из главных элементов в автоматической коробке переключения передач – гидротрансформаторному блоку. Как известно, что основными частями АКПП являются:

  1. гидротрансформатор, заменяющий в ней сцепление (по аналогии с механической КПП);
  2. планетарный ряд, соответствующий блоку шестерен;
  3. тормозная лента с передним и задним фрикционом, отвечающая, собственно, за сам процесс смены передачи;
  4. устройство управления, которое осуществляет контроль за переключением ступеней в коробке.

Рассмотрим устройство гидротрансформатора (ГТ). Это механизм, предназначением которого является передача крутящего момента от первичного вала двигателя к остальным элементам трансмиссии. Он состоит из:

  • насосного колеса;
  • турбины;
  • плиты блокировки;
  • статора;
  • обгонной муфты.

Для объяснения принципа работы этой системы чаще всего пользуются примером двух вентиляторов, расположенных друг напротив друга. Представьте, что один вентилятор включен в сеть и создает поток воздуха, направленный в сторону второго. Под давлением этого потока, крыльчатка выключенного вентилятора начнет раскручиваться. Постепенно, скорость ее вращения практически сравняется со скоростью вращения крыльчатки работающего от сети вентилятора. По такому принципу и устроен механизм ГТ, где в качестве одного вентилятора служит насосное колесо (напрямую соединенное с двигателем), а в качестве второго – турбина (через шлицы связанная с валом АКПП). Вместо воздуха здесь – трансмиссионное масло. Статор же служит для перенаправления потока, уже прошедшего через турбину, но обладающего остаточной энергией, обратно на насосное колесо, тем самым заставляя его вращаться быстрее. Естественно, это приводит к увеличению крутящего момента в механизме.

Так как связка насоса и турбины в гидротрансформаторе является, по сути, гидромуфтой, передающей не более 85 процентов крутящего момента. При их достижении механизм начинает сильно греться. Для устранения этого недостатка служит блокировочная плита, которая жестко связывает турбинное и насосное колесо, обеспечивая одинаковую скорость вращения и передавая всю мощность двигателя дальше, на остальные элементы АКПП. Такая жесткая связка задействуется в те периоды движения автомобиля, когда на механической коробке вы бы отпустили педаль сцепления.

Как правило, ресурс ГТ не отличается от ресурса автомобиля, однако всегда есть небольшая вероятность выхода его из строя раньше времени. Ремонт АКПП классической конструкции обойдется вам, как правило, дешевле, нежели вариатора или преселективной коробки передач, однако не стоит затягивать с визитом на СТО при появлении малейших признаков неисправности. Это может быть запах плавящейся пластмассы в салоне, металлический лязг или остановка работы двигателя при переключении передачи, посторонние шумы при работе КПП. Если вы почувствовали один из таких симптомов, немедленно обратитесь к автомеханикам. Помните, что своевременная диагностика и ремонт коробки могут сэкономить вам не одну сотню долларов.